Организация охраны труда на предприятии

Организация охраны труда на предприятии

Служба охраны труда в организации

В нашей стране на законодательном уровне установлена обязанность нанимателя проводить различного рода мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, обеспечение безопасных трудовых условий. С этой целью на предприятиях создаётся система управления охраной труда.

В организациях, вне зависимости от их направленности, не допускается привлечение к работе сотрудников, не прошедших обучение по ОТ. Такой факт является грубым нарушением норм ОТ, действующих в нашей стране. Поэтому очень важно своевременно обеспечивать подготовку кадров в области ОТ.

Когда нужно создавать службу охраны труда?

Существует определённый алгоритм по созданию службы ОТ или введению должности инженера по ОТ.

Если количество сотрудников компании составляет более 50 человек, тогда создание службы или введение в штат специалиста по ОТ обязательно. При этом важно помнить, что назначение лица, ответственного за ОТ, не может быть случайным. Специалист должен иметь соответствующее профильное образование.

При штате сотрудников менее 50 человек, решение о учреждении службы и возложении обязанностей по ОТ на ответственное лицо принимается руководителем компании.

Если руководитель принимает решение не создавать специальное подразделение и не вводит в штат инженера по ОТ, тогда все обязанности в данном вопросе ложатся в сферу его ответственности.

Правда, существует ещё несколько вариантов. Руководитель может возложить данные обязанности на квалифицированного работника из штата сотрудников либо обратиться в компанию, предоставляющую услуги по ОТ. В обязательном порядке должен быть заключён договор на оказание определённого рода услуг.

Важные элементы организации ОТ на предприятии

Перед нанимателем стоит множество задач по обеспечению всех норм, которые действуют в нашей стране в сфере охраны труда работающих.

Среди них можно выделить:

  • обеспечение безопасных условий для протекания производственных процессов;
  • создание СУОТ, обеспечение её эффективной деятельности;
  • обеспечение работающих сертифицированными СИЗ и коллективными средствами защиты, соответствующими гостребованиям;
  • реализация всех требований в отношении режима труда и отдыха;
  • предоставление возможности обучения безопасным методам труда, оказания медпомощи, проведение инструктажей и контроля знаний работающих;
  • информирование об условиях труда, предоставление гарантий и компенсаций;
  • расследование несчастных случаев, аварий и других инцидентов и др.

Это далеко не весь список тех нюансов и вопросов, которые лежат в зоне ответственности сотрудника или группы лиц, отвечающих за ОТ на предприятии.

Какого рода мероприятия реализуются службой охраны труда?

Мероприятия, реализация которых является задачей службы ОТ, могут иметь различную направленность. Можно выделить несколько направлений:

  • правовые – соблюдение стандартов из сферы безопасности труда, контроль их реализации;
  • организационно-технические – включают в себя меры по разработке и применению правил и инструкций по ОТ, профессиональной подготовке работников, обеспечению СИЗ и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиенические – проведение аттестации рабочих мест, улучшение санитарно-гигиенических условий производственной среды;
  • лечебно-профилактические — медицинские осмотры, освидетельствования»
  • реабилитационные – предоставление возможности оздоровления в санаториях, восстановление трудоспособности работников, получивших профессиональную травму, профзаболевание, пострадавших в результате аварии.

Таким образом, охрана труда как система мероприятий является обязательной для всех экономических субъектов вне зависимости от масштабов их деятельности и установленной формы собственности.

Предыдущий пост
Что такое статическое электричество?
Следующий пост
Чем опасно электромагнитное излучение?