С чего начать работу по охране труда в организации

начать работу по охране труда

Лица, впервые пришедшие работать на должность специалиста по охране труда или инженера, те, на кого были возложены обязанности по осуществлению работы по ОТ, зачастую сталкиваются с проблемой, с чего начать труд. Каким образом расставить приоритеты и не упустить ничего важного. Ведь начинать свой путь в профессии всегда сложно.

Разберем некоторые аспекты деятельности специалиста по охране труда, способные помочь правильно организовать рабочий процесс.

Законодательное обоснование работы по охране труда

Наниматель обязан, и это прописано в Трудовом кодексе нашей страны, ввести в штат должность специалиста (инженера) по ОТ либо создать целую службу для этих целей. Лица, входящие в службу и занимающие данные должности должны быть компетентными и иметь соответствующую подготовку.

От того, насколько логично будет вестись работа по ОТ, зависит реализация задачи по сохранению здоровья сотрудников и создания для них безопасных и комфортных условий труда.

Данная обязанность нанимателя по ТК РБ предусматривает распределением им обязанностей между всеми работниками (заместителями, руководителями подразделений, цехов, отделов, служб и др.).

Читайте также: Обязанности инженера по охране труда

Создание службы или назначение на должность специалиста/инженера по охране труда

Данное решение должно быть принято нанимателем и закрепляется путем издания приказа. Если было принято решение о целесообразности создания целой службы, тогда важно на данном этапе начать разработку Положения о службе охраны труда организации. Здесь нужно отразить цели и задачи службы, ее функции на предприятии. Кроме этого, на каждого сотрудника службы важно разработать, а затем — утвердить должностную инструкцию.

Разработанные документы должен подписать не только руководитель, но и члены профсоюза.

Изучение существующих документов

Для эффективного выполнения функции по ОТ, важно понимать специфику предприятия. Специалист должен разобраться, какова структура организации, как распределены функции между ее руководителями, какие профессии имеются и какие виды работ производятся.

Особенно важно изучению последних двух показателей, ведь перечень профессий, а также используемое оборудование, выполняемые технологические процессы, применяемые технологии – это важные составляющие, с которыми специалисту по ОТ важно ознакомиться прежде всего.

Рекомендуем ознакомиться: Зачем делать аттестацию рабочих мест?

Документальное сопровождение

При осуществлении работы очень важно содержать в порядке все необходимые документы.

Подготовка приказа о назначении должностного лица (лиц), ответственного за организацию охраны труда.

Руководство системой ОТ на предприятии — это всегда зона ответственности начальника. Обеспечение работ по ОТ, как правило, возлагается на заместителя, а вот организация работы по ОТ – это зона ответственности инженера (специалиста) по ОТ.

Разработка инструкций.

Должностные инструкции и инструкции по ОТ должны быть разработаны для каждой без исключения профессии. Далее все сотрудники должны ознакомиться с ними под личную подпись.

Создание комиссии для проверки знаний по ОТ.

Это мероприятие важно организовать после изучения Положения, которое было утверждено Минтруда и соцзащиты РБ. Основываясь на его требованиях, возглавлять комиссию может руководитель организации или его заместитель. Возможно создание сразу нескольких комиссий. Также прописаны требования к микроорганизациям, которые обязаны проходить проверку знаний либо в комиссиях фирм, которые оказывают подобные услуги, либо в комиссиях исполнительных органов.

Покупка журналов для инструктажей по ОТ.

Каждая организация должна вести журналы инструктажей по ОТ. Соответственно, все эти журналы должны быть приобретены и регулярно вестись.

Перечень профессий, которые должны проходить проверку знаний и стажировку по ОТ.

Необходимо подготовить и утвердить приказом список таких работников. Типовой перечень всех должностей можно найти в Инструкции, утвержденной Минтруда и соцзащиты РБ.

Медицинские осмотры.

Необходимо организовать прохождение работниками медицинских осмотров (предварительных, периодических или внеплановых). Важно установить круг тех профессий и должностей, которые при поступлении на работу в обязательном порядке должны проходить медицинский осмотр. Для этого необходимо разработать совместно со специалистом по кадрам перечня таких профессий.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ), обеззараживающие и смывающие средства.

Специалист должен составить список тех работников, которые обязаны получать СИЗ для осуществления рабочих процессов, а также сотрудников, которым необходимо выдать смывающие и обеззараживающие вещества и жидкости.

Перечень работ с повышенной опасностью.

На предприятии необходимо выявить с составить перечень тех работ, выполнение которых может быть опасно. Типовой перечень можно найти в Инструкции Минтруда и соцзащиты РБ.

Проверка знаний по охране труда.

Необходимо не только составить список тех должностных лиц, которые обязаны проходить проверку знаний по ОТ, но и разработать список вопросов для данной проверки. Все списки должны быть утверждены руководителем.

Кабинет или уголок по ОТ.

В рамках обеспечения эффективной работы по ОТ на предприятии важно создать кабинет либо уголок по охране труда. Если численность сотрудников компании более 100 человек, тогда целесообразно создание именно кабинета. В ситуации, когда сотрудников меньше, достаточно организовать уголок по охране труда.

Внедрение системы СУОТ (Системы управления охраной труда)

Удобство и эффективность данной системы подтверждена, поэтому все больше предприятий предпочитают ее внедрять и активно использовать в работе ОТ.

Читайте далее