Лица, впервые пришедшие работать на должность специалиста по охране труда или инженера, те, на кого были возложены обязанности по осуществлению работы по ОТ, зачастую сталкиваются с проблемой, с чего начать труд. Каким образом расставить приоритеты и не упустить ничего важного. Ведь начинать свой путь в профессии всегда сложно.
Разберем некоторые аспекты деятельности специалиста по охране труда, способные помочь правильно организовать рабочий процесс.
Законодательное обоснование работы по охране труда
Наниматель обязан, и это прописано в Трудовом кодексе нашей страны, ввести в штат должность специалиста (инженера) по ОТ либо создать целую службу для этих целей. Лица, входящие в службу и занимающие данные должности должны быть компетентными и иметь соответствующую подготовку.
От того, насколько логично будет вестись работа по ОТ, зависит реализация задачи по сохранению здоровья сотрудников и создания для них безопасных и комфортных условий труда.
Данная обязанность нанимателя по ТК РБ предусматривает распределением им обязанностей между всеми работниками (заместителями, руководителями подразделений, цехов, отделов, служб и др.).
Читайте также: Обязанности инженера по охране труда
Создание службы или назначение на должность специалиста/инженера по охране труда
Данное решение должно быть принято нанимателем и закрепляется путем издания приказа. Если было принято решение о целесообразности создания целой службы, тогда важно на данном этапе начать разработку Положения о службе охраны труда организации. Здесь нужно отразить цели и задачи службы, ее функции на предприятии. Кроме этого, на каждого сотрудника службы важно разработать, а затем — утвердить должностную инструкцию.
Разработанные документы должен подписать не только руководитель, но и члены профсоюза.
Изучение существующих документов
Для эффективного выполнения функции по ОТ, важно понимать специфику предприятия. Специалист должен разобраться, какова структура организации, как распределены функции между ее руководителями, какие профессии имеются и какие виды работ производятся.
Особенно важно изучению последних двух показателей, ведь перечень профессий, а также используемое оборудование, выполняемые технологические процессы, применяемые технологии – это важные составляющие, с которыми специалисту по ОТ важно ознакомиться прежде всего.
Рекомендуем ознакомиться: Зачем делать аттестацию рабочих мест?
Документальное сопровождение
При осуществлении работы очень важно содержать в порядке все необходимые документы.
Подготовка приказа о назначении должностного лица (лиц), ответственного за организацию охраны труда.
Руководство системой ОТ на предприятии — это всегда зона ответственности начальника. Обеспечение работ по ОТ, как правило, возлагается на заместителя, а вот организация работы по ОТ – это зона ответственности инженера (специалиста) по ОТ.
Разработка инструкций.
Должностные инструкции и инструкции по ОТ должны быть разработаны для каждой без исключения профессии. Далее все сотрудники должны ознакомиться с ними под личную подпись.
Создание комиссии для проверки знаний по ОТ.
Это мероприятие важно организовать после изучения Положения, которое было утверждено Минтруда и соцзащиты РБ. Основываясь на его требованиях, возглавлять комиссию может руководитель организации или его заместитель. Возможно создание сразу нескольких комиссий. Также прописаны требования к микроорганизациям, которые обязаны проходить проверку знаний либо в комиссиях фирм, которые оказывают подобные услуги, либо в комиссиях исполнительных органов.
Покупка журналов для инструктажей по ОТ.
Каждая организация должна вести журналы инструктажей по ОТ. Соответственно, все эти журналы должны быть приобретены и регулярно вестись.
Перечень профессий, которые должны проходить проверку знаний и стажировку по ОТ.
Необходимо подготовить и утвердить приказом список таких работников. Типовой перечень всех должностей можно найти в Инструкции, утвержденной Минтруда и соцзащиты РБ.
Медицинские осмотры.
Необходимо организовать прохождение работниками медицинских осмотров (предварительных, периодических или внеплановых). Важно установить круг тех профессий и должностей, которые при поступлении на работу в обязательном порядке должны проходить медицинский осмотр. Для этого необходимо разработать совместно со специалистом по кадрам перечня таких профессий.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ), обеззараживающие и смывающие средства.
Специалист должен составить список тех работников, которые обязаны получать СИЗ для осуществления рабочих процессов, а также сотрудников, которым необходимо выдать смывающие и обеззараживающие вещества и жидкости.
Перечень работ с повышенной опасностью.
На предприятии необходимо выявить с составить перечень тех работ, выполнение которых может быть опасно. Типовой перечень можно найти в Инструкции Минтруда и соцзащиты РБ.
Проверка знаний по охране труда.
Необходимо не только составить список тех должностных лиц, которые обязаны проходить проверку знаний по ОТ, но и разработать список вопросов для данной проверки. Все списки должны быть утверждены руководителем.
Кабинет или уголок по ОТ.
В рамках обеспечения эффективной работы по ОТ на предприятии важно создать кабинет либо уголок по охране труда. Если численность сотрудников компании более 100 человек, тогда целесообразно создание именно кабинета. В ситуации, когда сотрудников меньше, достаточно организовать уголок по охране труда.
Внедрение системы СУОТ (Системы управления охраной труда)
Удобство и эффективность данной системы подтверждена, поэтому все больше предприятий предпочитают ее внедрять и активно использовать в работе ОТ.