Учет рабочего времени сотрудников

Учет рабочего времени сотрудников

Неотъемлемая часть трудового процесса – контроль времени, отработанного каждым отдельно взятым сотрудником. Это необходимо для многих факторов. В первую очередь, безусловно, для начисления заработной платы.

Благодаря грамотной организации учета, можно влиять на повышение производительности труда, усовершенствование дисциплины труда сотрудниками, рациональному распределению работ, и как следствие — увеличение прибыли компании и возможности более высокой оплаты сотрудникам.

Цели учета

Руководство компании всегда планирует объемы заданий, которые сотрудники могут выполнить за рабочую смену, неделю, месяц, год и т.д. Однако на эти планы могут повлиять различного рода факторы, такие как форс-мажорные обстоятельства и человеческий фактор.

Также невозможно предвидеть и такие ситуации, как природные бедствия, отсутствие поставки или авария, поломка оборудования и др.

Все эти моменты приводят к тому, что запланированные объемы не выполняются, а это приводит к явному несоответствию прибыли и расходов (заработная плата работникам) предприятия.

Благодаря учету рабочих часов, возможно достижение таких целей, как:

  • дисциплина среди сотрудников – отсутствие опозданий, несвоевременного ухода с рабочего места, перерывов и переписок в соцсетях в рабочее время;
  • продуктивность труда — улучшение показателей его качества и результативности;
  • оптимизация денежных ресурсов для зарплаты сотрудникам – исключается время, которое не было использовано на трудовой процесс.

Читайте также: Зачем делать аттестацию рабочих мест?

Документальное оформление

Каждая организация в соответствии с Трудовым кодексом РБ ведет документальный учет часов, которые отработал сотрудник. Каким именно будет этот учет, должны определять локальные документы:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективное соглашение;
  • трудовой договор.

Здесь важно прописать для каждой профессии и должности график: продолжительность смен, длительность перерывов и их количество, время, когда смена начинается и заканчивается, выходные дни, а также продолжительность отпуска.

Кроме этого, отработанное время каждого сотрудника ежедневно отражается в табеле. Здесь учитываются командировки, ночные смены, больничные листы, сверхурочные, работа в выходные и праздничные и т.д.

Способы ведения учета

На то, какому способу контроля рабочего времени, будет отдано преимущество, влияет ряд обстоятельств:

  • специфика деятельности компании;
  • количественный штат сотрудников;
  • уровень трудовой дисциплины работников;
  • финансовые возможности компании;
  • эффективность и экономическая обоснованность способа;
  • корпоративная политика компании.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, руководство компании может выбрать один из следующих способов:

  • личный контроль руководителя за соблюдением графика подчиненными;
  • фиксация времени прихода/ ухода на пропускном пункте в журнале (личная карта доступа, наличие охранника, вахтера, ответственного лица);
  • предоставление отчета еженедельного или ежемесячного по результатам выполненной работы;
  • автоматизированный учет;
  • наблюдение за работниками с использованием камер видеонаблюдения.

Читайте также: Защита работников от воздействия вредных производственных факторов

Классификация учета отработанного времени

Различают три основные вида учета отработанных часов:

  • ежедневный – он характерен для тех компаний, где продолжительность рабочих смен одинаковая;
  • недельный — применяется тогда, когда на протяжении недели количество отработанного рабочего времени изменяется из-за специфики предприятия;
  • обобщенный – учет, который применим там, где другие формы контроля не могут вестись из-за специфики предприятия (скользящий график), он помогает не только начислять заработную плату, но и контролировать соблюдение нормы рабочих часов, согласно законодательству.
Предыдущий пост
Защита воздуха рабочей зоны
Следующий пост
Требования к рабочему месту на производстве